К середине года контейнерные грузы начнут возвращаться в порты Дальнего Востока
Снижение объемов перевалки в портах Дальнего Востока, зафиксированное в начале 2025 года, носит временный характер. Об этом сообщили в рамках форума ESE ASIA 2025 представители компании «ФИНИНВЕСТ».
По данным FESCO, в первом квартале 2025 года объемы перевалки контейнеров в регионе снизились на 14% по сравнению с четвертым кварталом 2024 года. Однако уже в третьем квартале ожидается восстановление. К концу года — возврат к привычной структуре: импорт вновь превысит экспорт.
Эксперты пояснили, что текущее сокращение объемов связано с административными ограничениями, которые затрудняли работу клиентов в портах во второй половине 2024 года. По их словам, простаивание грузов в течение нескольких месяцев привело к временной переориентации потоков.
Ожидается, что в ближайшие месяцы отправки контейнеров увеличатся с 2–3 полувагонов до 10–12 полноценных контейнерных поездов. Существенную роль в этом сыграет ввод в эксплуатацию терминала «Артем», который позволит разгрузить инфраструктуру и стабилизировать тарифную политику.
На фоне временного снижения морских объемов продолжает усиливаться конкуренция со стороны сухопутных маршрутов: они предлагают срок доставки 15–17 дней и среднюю стоимость около $4 тыс. за контейнер. Однако эксперты уверены, что Дальний Восток останется конкурентоспособным благодаря своему 25-дневному циклу и устойчивой логистической схеме.
— Китай не будет вечно субсидировать наземные маршруты. А Балтика, где доставка может занимать до 50 дней, показывает краткосрочный рост только за счет временного перетока грузов, — отметили в ходе форума.
По прогнозам, уже к концу 2025 года рынок стабилизируется. Этому будут способствовать новые терминалы в Екатеринбурге, Новосибирске и Астане, а также развитие сухопутных логистических коридоров.
Дополнительно российские компании предлагают властям поддержать национальных судовладельцев. Среди мер — предоставление им приоритетного доступа к железнодорожным перевозкам в обмен на инвестиции в собственный флот. Это поможет снизить зависимость от иностранных игроков в сфере морских контейнерных перевозок.