РЖД планирует увеличить плату за стоянку вагонов на десять раз для борьбы с избытком подвижного состава

19 September 2025
Aксс

РЖД предложили существенно повысить плату за стоянку вагонов на отдельных станциях из-за избытка подвижного состава — около 240 тыс. единиц при общем парке в 1,3 млн. Соответствующие поправки готовятся к Уставу железнодорожного транспорта. На некоторых станциях тарифы могут вырасти десятикратно, в том числе на путях, обслуживающих предприятия непрерывного цикла.

Сейчас стоимость простоя регулируется приказом ФАС от 2015 года и ежегодно индексируется. Последнее повышение произошло в декабре 2024-го — почти на 25%. По расчетам, новая мера позволит разгрузить инфраструктуру, сократить задержки поездов и стимулировать владельцев вагонов использовать пути необщего пользования, где стоимость отстоя формируется рынком.

Минтранс и ФАС поддержали инициативу, однако Союз операторов железнодорожного транспорта выступил против. По мнению участников рынка, нет обоснований именно десятикратного повышения, а выгода РЖД может стать коммерчески значимой, что приведет к дополнительной нагрузке на операторов.

В компании поясняют, что цель инициативы не получение прибыли, а обеспечение бесперебойной работы сети. Избыток подвижного состава уже привёл к снижению ставок аренды вагонов и дефициту площадок для отстоя. За последние месяцы ускоренный вывод из эксплуатации 217 тыс. вагонов улучшил ключевые показатели работы железной дороги: ускорился оборот, выросла производительность и повысилась доля своевременных доставок.