Рекордная нагрузка на российские порты: старт программы строительства 17 новых морских терминалов до 2036 года
Нагрузка на российские порты достигла рекордных значений из-за изменений в логистике и роста морских перевозок. За девять месяцев 2025 года перевалка сухогрузов превысила 322 млн тонн, наливных — 330 млн тонн, экспорт — более 512 млн тонн. На этом фоне федеральный центр запускает программу строительства 17 новых морских терминалов до 2036 года.
Первые объекты появятся в Санкт-Петербурге, Сабетте и Приморье. В 2027–2028 годах планируется ввод терминалов в Балтийском судомеханическом заводе, Сабетте, Посьете, Восточном, Владивостоке, Певеке, Усть-Луге и Петропавловске-Камчатском. К 2036 году новые мощности также появятся в Мурманской области и во Владивостоке. Всего программа включает 25 объектов с модернизацией гидротехники и шлюзов.
Особое внимание уделяется развитию Северного морского пути, где значительная часть акватории требует дополнительных исследований и инфраструктуры. Потенциальные инвестиции в порты СМП могут превысить 400 млрд рублей. Направление становится ключевым для мультимодальных маршрутов между Китаем и российскими портами.
Активно развивается и калининградское направление: из-за ограничений наземного транзита растёт доля морских доставок. Прямая линия между Китаем и Калининградом должна снизить стоимость логистики и ускорить поставки товаров, в том числе для местных производств.
Порты испытывают растущую конкуренцию на фоне изменения структуры экспортных грузов — увеличения поставок зерна, металлов и древесины. В то же время морские перевозки остаются дороже сухопутных, поэтому правительство планирует субсидирование, включая 5 млрд рублей на льготные тарифы для Калининграда в 2026 году.









