Рынок автоперевозок переживает кризис из-за избытка техники и снижения спроса

28 July 2025
Aксс

Российский рынок грузоперевозок столкнулся с серьезным дисбалансом: предложение транспортных мощностей значительно превышает спрос. Согласно исследованию, подготовленному рядом отраслевых организаций, за последние месяцы перевозчики вернули лизинговым компаниям около 30 тыс. грузовиков, и в ближайшее время под риском возврата находится еще до 10 тыс. единиц техники.

Ключевая причина – активное расширение парка магистральных тягачей в 2023–2024 годах на фоне умеренного роста грузооборота. За два года на рынок вышло 100 тыс. новых машин — на 61% больше, чем в предыдущем аналогичном периоде. Это стало реакцией на дефицит транспорта в 2023 году, когда индикатор ATrucks, отражающий баланс спроса и предложения, указывал на перегруз рынка в сторону спроса. Однако уже в 2024 году ситуация изменилась, и к началу 2025 года показатель упал до рекордно низкого уровня, указывая на резкий избыток предложения.

В первом полугодии 2025 года перевозчики смогли обеспечить провозную мощность в 38,1 млрд тонно-километров, однако фактический спрос составил лишь 21,1 млрд, что означает загрузку на уровне 56%. Годом ранее этот показатель составлял 65%, а избыток мощностей – 35% против текущих 44%.

Продажи грузовой техники в 2025 году продолжают падать. В период с января по апрель продажи новых тягачей снизились на 67% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года, полуприцепов – на 53,5%, грузовиков – на 47,6%. В лизинговом сегменте снижение еще более заметное — до 76% по тягачам. Даже вторичный рынок демонстрирует минусовую динамику.

Сложившаяся ситуация также обостряется ростом процентных ставок. Многие перевозчики лишились возможности перекрывать лизинговые платежи кредитами, что усиливает давление на бизнес. Склады лизингодателей переполнены возвращенной техникой, а сделки по продаже изъятых машин тормозятся.

Прогнозы на будущее остаются сдержанными. В ближайшие два года участники рынка не ожидают роста, а к сентябрю 2025 года возможно усиление волны ухода игроков. В числе возможных решений — развитие логистических мультисервисов и диверсификация бизнеса. Некоторые компании уже начали переход от чистых перевозок к комплексным услугам, включая складирование, закупку и таможенное сопровождение.

В июне 2025 года средний тариф на грузоперевозки составил 68,1 руб./км, немного превысив майский уровень, но оставаясь ниже показателей начала года.