Российский рынок контейнерных перевозок за семь месяцев 2025 года: снижение на 6% и прогноз на будущее
Российский рынок контейнерных перевозок по итогам января–июля 2025 года снизился на 6% к аналогичному периоду прошлого года. По прогнозам, к концу года падение составит около 5%.
Снижение связано прежде всего с эффектом высокой базы 2024 года и действием высоких ставок Центробанка. Отмечается спад как в железнодорожных перевозках, включая транзит, так и в перевалке груженых контейнеров в портах. Традиционный рост в четвертом квартале частично компенсирует негативную динамику, а в 2026 году рынок, по ожиданиям, может прибавить около 4,5%.
Среди факторов сокращения импорта выделяются насыщение спроса, в частности на автомобили, и рост стоимости заемных средств. Экспортные потоки ослабли под влиянием укрепления рубля, замедления экономики Китая и снижения мирового спроса на ключевые товары российского экспорта.
Отдельные эксперты рассматривают текущую ситуацию не как спад, а как коррекцию. В среднем импорт сократился на 3–4%, а на Дальнем Востоке – на 20–22%. При этом прогнозируется дальнейшее развитие восточного направления: время доставки контейнеров из дальневосточных портов до Москвы сегодня составляет около 25 дней, что сопоставимо с конкурентными транзитными маршрутами.
К слову, в июле 2025 года стало известно о планах АО «РЖД» провести масштабные изменения в тарифной политике, включая сближение ставок на металлургическое сырье и металлопродукцию.